Песни плюс что-то ещё

01.12.2015 14:17
Печать

АкБард – один из крупнейших за Уралом (да и в России, за вычетом Грушинского и Ильменского) фестивалей авторской песни, собирающий ежегодно 2 – 2,5 тысячи человек в палаточном лагере на берегу Бердского залива под Новосибирском.

Название Акбард – это слияние слов «Академгородок» и «бард», поскольку фестиваль был придуман и создан в 1999 году Клубом самодеятельной песни Новосибирского государственного университета. Сейчас в его подготовке и проведении участвуют практически все клубы авторской песни Новосибирска, а также многие творческие объединения из соседних областей.

Фестиваль традиционно славится качеством концертов и интересными приглашенными авторами. Многие гости АкБарда  - достаточно известные у себя на родине авторы-исполнители – впервые приехали в Сибирь именно на АкБард, а с тех пор стали любимым гостями на множестве сибирских, российских и зарубежных фестивалей. 

 Но АкБард – это не только песни. Это всегда песни плюс еще что-то, дающее возможность творчески проявить себя его организаторам и участникам. Недаром девиз фестиваля «Новые имена, новые формы». В последние годы каждый АкБард посвящен какому-то выдающемуся событию или воплощает интересную идею.

То фестиваль отдаёт дань юбилею Академгородка и проходит под девизом «Строим вместе город песен»  - и поляну расцвечивают кумачовые косынки и лозунги «Нам песня строить и жить помогает!», а участники как будто переносятся в эпоху комсомольских строек (2007 г.).

То к практике авторской песни добавляется теория – и проводится круглый стол «Трагедия поручика Синюхаева, или Что нам делать с имиджем?» с приглашенным в качестве эксперта Борисом Жуковым (2008 г,).

То темой фестиваля становится студенчество, названием «Выездная сессия Песенной Академии АкБард», гости получают зачетные книжки, мастерские переименовываются в консультации, мастера – в профессоров, а концерты – в экзамены (2009 г.).

То организаторы решают проверить тезис Александра Володина, что авторская песня – это фольклор городской интеллигенции – и затевают проект «Авторская песня: от фольклора к поэзии» с приглашением фольклорных коллективов и ремесленников, организацией вечорки для всех желающих, ведущими в русских народных костюмах (настоящих!) и вечерним концертом в стиле «Федота-стрельца» (2014 г.). 

АкБард-2015 был посвящен мюзиклу Норд-Ост, горячо любимому организаторами, и назывался «Капитаны собственной судьбы». Поляну украшали цитаты из Норд-Оста: «Куда ты лезешь, здесь идет эксперимент!» - на поляне мастерских, «Всё, благодарю, охотно верю, горестных подробностей не надо» - над медпунктом, «Тут и тепло, и уют, тут и харчи, и нету вошей» над «орггнездом» (лагерем организаторов) и даже «Есть нужды, по которым нельзя тянуть» по дороге к туалетам.

Сцена была сделана в виде пятиметрового крыла самолета на фоне настоящей карты северных морей. В кабине самолёта размещался пульт звукооператора, а второе, ничем не связанное, крыло - манило любителей фотосессий. Оргкомитет разучил арии из Норд-Оста и пел их (некоторые - в настоящей лётной форме) под гитары, разумеется. Ещё несколько арий подготовили дружественные коллективы (например, «Камертон» из Омска). Танцевальная группа исполнила из мюзикла, дети на детской площадке искали клад, взрослые пускали самолётики…

Общее воздействие оказалось таким мощным, что по ощущениям фестиваль вышел на какой-то новый уровень – от мозаики различных действ, связанных и не очень с авторской песней – к единому энергетическому организму, каждая клеточка которого подчинялась какой-то общей идее и общему ритму. От разноцветных лоскутков – к орнаменту, от цветных обрывков – к пазлу, от стёклышек – к витражу.